Свежее пиво под старый би-боп или Музыка толстых… кошельков

"Московский Комсомолец", 05/03/1997

Кто сказал, что джаз отжил свой век? Да он живее всех живых. В этом без особого труда убедил меня Алексей Баташев, пригласив в увлекательнейший променад по фонтанирующим джазовым точкам Москвы. Баташев – известный джазмен, ведущий единственной на ТВ передачи о джазе, которая называется «Музыка толстых» и идет сейчас на канале «НТВ плюс». За один год он сделал около 100 (!) передач в прямом эфире. В джазовых клубах, куда мы отправились с Алексеем, он – как у себя дома. Мы с ним посидели и в полупустых респектабельных залах дорогих ресторанов, и в прокуренном переполненном джаз-клубе, выпили по чашечке капуччино по дмилый сердцу свинг 30-х годов и хватанули пивка под виртуозные би-боповские импровизации.

Green House (Большая Никитская).
Специально для этого клуба Баташев создал ансамбль Green House Band.
– Я пришел сюда, посмотрел на эти своды и мысленно сконструировал ансамбль, который бы вписался сюда: кларнет, труба с сурдинкой, гитара и контрабас. Никаких ударных, никакого усиления звука. Такого ансамбля в Москве реально не существовало. И я собрал вместе четырех музыкантов, каждый из которых до этого был сам по себе: Лев Лебедев – кларнетист, выступавший во многих странах Европы и Америки, лауреат международных джазовых фестивалей – трубач Владимир Галактионов, гитарист Павел Приданов и контрабасист Станислав Ариевич.
– Сейчас звучит классическая мелодия Джимми МакХью «On the Sunny Side of the Street» – «На солнечной стороне улицы». К сожалению, джаз в Москве, как мне кажется, находится не на солнечной стороне. Мы отвыкли от подлинного акустического звучания, нас привлекает электроника. Но звук должен делаться – прикосновением пальцев, губ, а не покупаться в магазине электротоваров.
Музыканты джаза создают музыку, общаясь, как бы разговаривая друг с другом на музыкальном языке. Таким умением обладают немногие. Это и называется импровизация. Это не мгновенное сочинительство, которым занимался герой пушкинских «Египетских ночей» или композиторы-романтики. Джазовые музыканты получают «задание» в каждом такте. Вот слышите? Идёт постоянная игра – перебрасывание «музыкального мяча» от одного партнера к другому. К сожалению, слушатели не видят разницы между этой рукодельной работой и серийным воспроизведением пьесы, где все заранее отрепетировано и выучено. Именно об этом я рассказываю зрителям в своей телепередаче.
Заиграли мелодию «Tea for Two». Из-за соседнего столика поднялась пара танцевать, а Баташев продолжал:
– Раньше музыканты жили по законам крепостного театра: что барин пожелает, то и схороводим. Выйдя в свободное плавание, музыканты, как крестьяне в 1861 году, почувствовали себя осиротевшими. Они все закричали: «Дайте нам помещика, барина, спонсора! Искусство не может развиваться без дотации!» А кто будет платить? Некому.
«C’est Si bon» сыграли нам музыканты на прощание.

«Джаз Арт Клуб» при театральном центре «Вернисаж» (Беговая).
– Каков народ – такое и искусство. Наш народ ценит китайские товары и такое же искусство: яркое, дешевое, некачественное. Поэтому лишь те музыканты, которые сообразили, что джаз нужно играть для людей, что нужно найти спрос на своё творчество, обрели свою нишу. Русское ухо не подготовлено для восприятия джаза по разным причинам. В том числе и из-за специфики языка: русский язык акустически беден, в нем нет дифтонгов, нет долгих гласных. Мы говорим «Шекспир, Малс Дэйвис». Этого даже музыканты не слышат, а что уж говорить о слушателях. Глухари!
В «Джаз Арт Клубе» совершенно другая атмосфера. Все друг друга знают. Приходят сюда не только для того, чтобы выпить пива, а чтобы послушать и поиграть джазовую музыку, принять участие в еженедельном jam session (не путать с сейшеном!), встретиться с друзьями – такими же любителями джаза. Впрочем, пива и всяких закусок тоже полно – и недорого. Меню предваряет цитата: «Из всех закусок архиванейшей для нас является соленый огурец». И.Бриль, т.9, стр.346.
Создатель клуба, его идеолог и душа – Александр Эйдельман. Личность настолько незаурядная, что о нем стоит поговорить отдельно.
Сегодня в клубе играют: саксофонист Борис Курганов; братья Ивановы (пианист Михаил и басист Андрей), ростовчане, лауреаты всевозможных престижных джазовых конкурсов, имеющие двойное гражданство – российское и бельгийское; барабанщик Дмитрий Власенко. Звучание громкое, напористое, импровизации сложные и изощренные. Одним словом – би-боп.
Накурено – топор можно повесить. Громко. Весело.

Арт-кафе «Ностальжи» (Чистые пруды).
– Ныне джаз расположился в респектабельных местах. Играют традицию, классику, никакого авангарда. Авангард интересен людям, которые слушают глазами, а думают фигой в кармане.
– Но если джаз преимущественно играется в дорогих клубах, то, значит, он опять стал «музыкой толстых»?
– Ну, если джаз – музыка «толстых», то авангард – музыка «тонких».
Интересно, кого подразумевал Баташев под словом «тонкие» – утонченных или худых?
Зал кафе «Ностальжи», одного из самых дорогих ресторанов Москвы, был забит. И кем! Известные артисты, театральные и музыкальные продюсеры, бизнесмены с печатью интеллекта на лице, словом – элита. Причем далеко не бедная ее часть.
– Сейчас здесь играет «Moscow Band». Этот ансамбль является как бы сборной Москвы. Часть музыкантов – из образцово-показательного оркестра Министерства обороны. Владимир Лебедев, заслуженный артист России, – один из лучших тромбонистов мира. Его можно сравнить с Томми Дорси. Послушайте, какой у него нежный звук.
Потомки Гленна Миллера подарили ему тромбон, на котором играл сам Глен. Да-да, вот этот самый тромбон принадлежал Глену Миллеру!
Еще два заслуженных артиста играют здесь – сопрано-саксофонист Иван Станишевский и трубач Владимир Аброскин. Профессионалы классные! Саксофонист Игорь Тертычный по образованию инженер, но музыкант редкостный. Его импровизации коротки, мелодичны, вкусны. Вообще, сыграть короткое соло, скажем, на восемь тактов, гораздо труднее, чем длинное – на восемь квадратов. Здесь многие – лауреаты международных джазовых фестивалей Европы: в Кельне, в Монтрё, в Гааге. Басист Олег Добронравов начинал у Германа Лукьянова. Барабанщик Иван Юрченко – солист оркестра Олега Лундстрема, пианист Иван Фармаковский – взял первую премию на Всероссийском фестивале джазовых пианистов. Гитарист Ринат Нурмухамедов – настоящий эстрадный волк, который умеет играть всё. Певец Юрий Шихин – солист оркестра Кролла. Поет в манере Фрэнка Синатры, Рэя Чарльза.
Вдруг на маленькую сцену выскочил тэп-дэнсер Владимир Беляйкин – один из тех, кого не вполне грамотно именуют «степистами». Это было классно.
Время близилось к полуночи. Последнее, что мы с Алексеем Баташевым слышали уходя, – это был как нельзя более кстати зазвучавший шлягер «Дорогой длинною». «Вот он, подлинный русский джаз», – подумала я.




 
   info@moscowband.ru

+7 (916) 161-1207,
+7 (499) 903-3092

 

Rambler's Top100


© MoscowBand.RU, 2009